The owls are not what they seem
Мастер и Маргарита. Еще одна постановка этого бессмертного произведения, на этот раз силами Русского Независимого театра. Этот спектакль, как и этот театр одни жестоко ругают, другие наоборот восхваляют. С этим же спектаклем тем более вышел скандал, так как ему долгое время приписывали авторство Валерия Беляковича, художественного руководителя московского «Театра на Юго-Западе». На самом деле это постановка другого режиссера – Юрий Крыжановского.
Но если даже не обращать внимания на этот вполне пиарный ход, хоть и не самого лучшего образца, то посмотрим на то, что вменяют в вину этому спектаклю в отличие от его тезки.
Итак, пункт первый – «не отражена многослойность романа». Это довольно спорный довод. Не один из театральных режиссеров не может похвастаться тем, что он смог справится со всеми сюжетными линиями, коих так много в романе, как и со всеми философскими глубинами, заложенными в сем великом труде. Может, это будет под силу кино, но и это вызывает у многих вполне обоснованные сомнения. Но вернемся к сценическому действу. В самом начале нас громогласно предупредили, что авторы не ставили своей целью поставить роман целиком, это невозможно, и что актеры разыграют лишь отдельные отрывки. Но при всем этом повествование осталось целым: Патриаршие, психушка, Весенний бал, и, конечно же, линия Понития Пилата и Га-Ноцри и история любви Мастера и Маргариты. Для большинства это и есть основа основ. И пусть были убраны некоторые сцены, но в спектакле все арвно прозвучали самые узнаваемые цитаты из романа и про рукописи, которые не горят и про осетрину не первой свежести.
Пункт второй – «трудность восприятия постановки не знакомым с творчеством Булгакова зрителем». Да, с этим приходится согласиться на сцене всего десять человек, трое из которых заняты исключительно в хореографических номерах. Итак, семь актеров и только Вера Сотникова, игравшая Маргариту, могла похвастаться одной ролью, остальные же играли по две, по три роли за спектакль, и лишь некоторые изменения в костюмах помогало воспринимать их в рамках другого образа. Но с другой стороны, это дает актерам возможность побывать в шкуре почти каждого из многочисленных героев романа. Единственное, что мне хочется поставить в вину - не актерам, нет, они как раз справились достойно со своей задачей, - режиссеру: эта взаимозаменяемость не дает провезти параллели, которые, как мне кажется, присутствуют в романе. Какие аналогии можно провести между Каровьевым и Пилатом? И какой из Бездомного Азазелло? Мастер/Иешуа – смотрелся еще более или менее органично. Зато нашлась новая параллель между Первосвященником и рассуждающем о новой атеистической религии Берлиозом. Но, так или иначе, все возвращает нас к самому роману, который лишь основа для действа, которое никак не может заменить первоисточника.
Пункт третий – «бедность декораций». Сцена и вправду поражала своей пустотой. Театральная афиша, возвещающая о «Сеансе черной магии маэстро Воланада», вход на которую только для сумасшедших, а плата – разум, черное кресло мессира, скамейка Патриарших, да печурка, в которой «сгорели» рукописи злополучного для Мастера романа. Отсутствие декора с лихвой компенсируется эффектами лазерного шоу и музыкой. И это все. С другой стороны… Все это, включая и Весенний бал, если один заявленный сеанс черной магии и попробуйте это оспорить. Ведь магия, какая бы она ни была, никогда не ограничивается стенами одного театра. Вот тут мы и подходим к очередному пункту.
читать дальше










Но если даже не обращать внимания на этот вполне пиарный ход, хоть и не самого лучшего образца, то посмотрим на то, что вменяют в вину этому спектаклю в отличие от его тезки.
Итак, пункт первый – «не отражена многослойность романа». Это довольно спорный довод. Не один из театральных режиссеров не может похвастаться тем, что он смог справится со всеми сюжетными линиями, коих так много в романе, как и со всеми философскими глубинами, заложенными в сем великом труде. Может, это будет под силу кино, но и это вызывает у многих вполне обоснованные сомнения. Но вернемся к сценическому действу. В самом начале нас громогласно предупредили, что авторы не ставили своей целью поставить роман целиком, это невозможно, и что актеры разыграют лишь отдельные отрывки. Но при всем этом повествование осталось целым: Патриаршие, психушка, Весенний бал, и, конечно же, линия Понития Пилата и Га-Ноцри и история любви Мастера и Маргариты. Для большинства это и есть основа основ. И пусть были убраны некоторые сцены, но в спектакле все арвно прозвучали самые узнаваемые цитаты из романа и про рукописи, которые не горят и про осетрину не первой свежести.
Пункт второй – «трудность восприятия постановки не знакомым с творчеством Булгакова зрителем». Да, с этим приходится согласиться на сцене всего десять человек, трое из которых заняты исключительно в хореографических номерах. Итак, семь актеров и только Вера Сотникова, игравшая Маргариту, могла похвастаться одной ролью, остальные же играли по две, по три роли за спектакль, и лишь некоторые изменения в костюмах помогало воспринимать их в рамках другого образа. Но с другой стороны, это дает актерам возможность побывать в шкуре почти каждого из многочисленных героев романа. Единственное, что мне хочется поставить в вину - не актерам, нет, они как раз справились достойно со своей задачей, - режиссеру: эта взаимозаменяемость не дает провезти параллели, которые, как мне кажется, присутствуют в романе. Какие аналогии можно провести между Каровьевым и Пилатом? И какой из Бездомного Азазелло? Мастер/Иешуа – смотрелся еще более или менее органично. Зато нашлась новая параллель между Первосвященником и рассуждающем о новой атеистической религии Берлиозом. Но, так или иначе, все возвращает нас к самому роману, который лишь основа для действа, которое никак не может заменить первоисточника.
Пункт третий – «бедность декораций». Сцена и вправду поражала своей пустотой. Театральная афиша, возвещающая о «Сеансе черной магии маэстро Воланада», вход на которую только для сумасшедших, а плата – разум, черное кресло мессира, скамейка Патриарших, да печурка, в которой «сгорели» рукописи злополучного для Мастера романа. Отсутствие декора с лихвой компенсируется эффектами лазерного шоу и музыкой. И это все. С другой стороны… Все это, включая и Весенний бал, если один заявленный сеанс черной магии и попробуйте это оспорить. Ведь магия, какая бы она ни была, никогда не ограничивается стенами одного театра. Вот тут мы и подходим к очередному пункту.
читать дальше









