The owls are not what they seem
5 сентября 1972 года группа хорошо вооруженных людей проникла в Олимпийскую деревню и захватила в заложники 11 израильских спортсменов. Захватчики назвались группой «Черный сентябрь». Эта экстремистская палестинская группировка потребовала освободить более 200 арабов, осужденных за политические преступления и, кроме того призвала всех мировых революционеров объединяться. Израильское правительство ответило резким отказом. Вступил в действие принцип: никаких переговоров с террористами! Но предпринять какие-то шаги по спасению своих людей спецслужбам Израиля не дали. Мюнхенская полиция сама провела ряд неудачных попыток освобождения заложников, которые закончились смертью всех захваченных спортсменов, части террористов и одного немецкого офицера. Трое оставшихся в живых арабов были выпущены, после захвата их соратниками самолета «Люфтганза».
В те трагические дни телеведущий Джим МакКой произнес сакраментальные слова: «Сегодня ночью стали реальностью наши самые худшие опасения». Страхи обрели форму и название: международный терроризм. Значительно и то, что все это произошло на XX олимпийских играх, которые призваны были служить делу мира и согласия между народами.
читать дальшеНо между евреями и арабами уже давно шла непримиримая война. Мир увидел лишь вершину айсберга. Братья по крови, если верить Ветхому завету, эти два народа конфликтовали так долго, что уже никто из современников толком не понимает причин этого конфликта. Может и в правду виновата Храмовая гора, святое место для большинства основных религий. Но мне почему-то кажется, что все намного глубже и в то же время проще: люди забыли, что дом - это не просто кусочек суши на глобусе, дом, это то место, где тебя любят и ждут, куда хочется возвращаться.
Думается, именно тема «Дома» стала главной в картине Стивена Спилберга «Мюнхен», а события, последовавшие за тем страшным сентябрем 1972 года лишь достойное обрамление для нее.
Но вернемся к сюжету самой картины. Достоверно известно, что на тот теракт Израиль ответил бомбардировкой баз подготовки Организации освобождения Палестины, находящихся в Сирии. Но этого им показалось мало. Вспомнился ветхозаветных закон «око за око» и было принято решение уничтожить 11 человек, подозреваемых в причастности к «Черному сентябрю». Эта миссия была возложена не на профессионалов-киллеров, а на патриотов, правда крепко связанных с израильской секретной службой МОССАД, во всяком случае именно такими мы их видим. Это не очередные «бонды», это люди выполняющие свое дело, но при этом остающиеся людьми, а значит подверженными сомнениям, боли, страху, усталости - и физической и душевной.
Патриоты, верящие в правое дело постепенно начинают буквально тонуть в крови своих жертв и сомнениях в собственной правоте. Хуже того, они понимают, что их действия только подстегивают террористов. «Это уже диалог», - говорит один из «мстителей». И он совершенно прав: за семь месяцев работы 6 из 11 намеченных жертв были убиты, еще один заместитель убитого связного «Черного сентября», потери группы составили – 3 человека. Зато ответом послужило 11 взорванных бомб в израильских посольствах, 3 захваченных самолета, убийство военного атташе в Вашингтоне и множество других жертв. Кровь, кровь повсюду. Нужно быть фанатиком, чтобы не обращая внимания на все происходящее и ни о чем не задумываясь продолжать двигаться к цели. К тому же вскоре охотники саамы становятся добычей. Трое людей было убито из команды «Возмездия», оставшиеся охвачены паранойей. Нормального человека это может сломать. Если главного героя и нельзя назвать сломленным, но надлом в нем чувствуется явственно. Временами на это больно смотреть.
За отправную точку был взят сюжет книги канадского журналиста Джорджа Джоноса «Возмездие», в основу которой лег рассказ одного из участников этой секретной группы боевиков, и которую уже экранизировали в 1986 году, через два года после ее выхода. Спилберг доверил написание сценария Эрику Роту, талантливому сценаристу, а доработкой его занялся обладатель Пулитцеровской премии Тони Кушнер. В результате получилась драматическая лента, которая временами кажется триллером, временами боевиком, но при этом не перестает быть глубокой драматической историей. Это крайне редкое сочетание, достойное Мастеров.
В центре повествования лидер этой группы возмездия, самый молодой из них и единственный выходец из Израиля - Авнер. На эту роль Спилберг мечтал заполучить Эрика Бана, запомнившегося ему еще по фильму «Халк». В этом кино-комиксе мастер «разглядел в нем тепло и силу, и даже какой-то оттенок страха в его глазах, что, как мне кажется, делает его очень человечным». И мастер не обманулся. Это первое что приходит в голову, глядя на Авнера, при этом он не перестает оставаться таковым, совершая страшные по человеческим меркам преступления. Его целеустремленность поддерживает долг перед своим народом, то что в фильме неоднократно называется «кровью еврея», но при этом видно как тяжело ему даются все действия, какое понимание всей происходящей трагедии теплится в его глазах. Расхожая фраза «месть стала смыслом жизни» здесь не работает. Это не смысл, это проклятие, это ночной кошмар для него и его окружения. Вечный спор долга и совести. Эрик Бана потрясающе справился с поставленной перед ним задачей, еще раз подтвердив свой профессионализм.
Но герой ничего не значит без своей команды. Их было четверо. Стив – прямой, решительный, агрессивный, превосходный водитель, выходец из Южной Африки, больше похожий на арийца; Роберт – пылкий, увлекающийся бельгиец и самый ранимый из них, человек изготавливающий и бомбы; Ханс – решительный и знающий себе цену немецкий еврей, специалист по документам; Карл – самый разумный из них, человек с большим опытом, а посему «подчищающий». Четыре человека, четыре акцента, четыре потрясающих актера.
Дениел Крейг часто играл людей решительных, авантюристов, вскоре ему предстоит сыграть и вовсе супермена – этот английский актер из Ливерпуля станет новым лицом Джеймса Бонда в картине «Казино «Рояль». Здесь же он Стив, один «из тех людей, которые в жизни ведут себя как слоны в посудной лавке - он рвется вперед, совершает некоторые поступки, а с последствиями разбирается потом», как говорит о своем персонаже сам актер.
На роль Роберта Спилберг пригласил французского актера Мэтью Касавица. Не так давно он начал карьеру режиссера и теперь свою актерскую карьеру строит с большой осторожностью. Но такому мастеру как Спилберг он отказать не мог. Его герой самый чувствительный из них. Сначала он переживает за дело, как истинный патриот, веря в начатое им дело, но постепенно этот груз содеянного тяжело ложиться на его плечи. Встает речь о душе, об «еврейской душе», если таковая существует. Как может еврей забыть заповеди Моисея и убивать, мстить – этого Роберт не может понять. И эта мысль очень созвучна сомнениям Авнера.
С Ханнсом Цихлером Мэтью Кассавица уже сталкивала судьба на съемках картины «Аминь» греческого режиссер Коста-Гавраса. Эти оба фильма затрагивают вопросы груза убийств, оказывающих влияние на человека. Ханс – еврей немецкого происхождения, который в этой миссии видит возможность для себя доказать свою лояльность к Израилюи как ни странно Германии. Во всяком случае, так видел для себя своего персонажа Ханнс Цихлер и именно так родился тихий и скромный антиквар и сотрудник МАССАДа, самой решительной из разведок мира.
Последний в команде, но отнюдь не последний по значению герой Сиарана Хиндса. Ирландцу по происхождению ему очень легко понять события, в которые их окунула история «Мюнхена». Улицы Белфаста давно являются ареной военных столкновений, а вражда двух соседей – вполне обычным делом. События с участием ИРА и арабских террористов разного толка заполонили страница газет и эфирное пространство тех лет. Так что можно сказать, что для Хиндса это было очень знакомо, тем более что он человек того поколения, что наблюдало за событиями в Мюнхене и на которое они произвели огромное впечатление. Так что предложение сыграть роль Карла актер принял с большим воодушевлением, так как он до сих пор считает, что «события 1972 года - это часть общего мирового беспорядка». И он точно знает, о чем говорит.
Женских ролей в картине очень мало, это во многом мужской фильм, но одно имя трудно обойти – Айлет Цюрер. Эта молодая актриса великолепно воплотила в себе образ Дафны, жены Авнера. Ее тезка из греческого мифа была превращена в лавр. Как чемпионы стремятся к венку победителя, так и Авнер стремится домой, к своей семье, жене и дочке, которые смогут принять его даже эмоционально сломленным и собрать, насколько его возможно, заново.
В картине занято множество актеров из разных стран и каждая из этих работ является маленьким шедевром, которое вместе соткано в живое полотно повествования. О каждом из них можно говорить долго. Хочется отметить как всегда блестящего Стивена Раша (офицер МОССАДа, куратор группы Эфраим), актера-интеллектуала, к сожалению малоизвестного широкой публике, Матье Амальрика (Луи, информатор Авнера), известного французского актера Мишеля Лонсдейла (Папа, отец и начальник Луи), а так же Линн Коэн (премьер-министр Израиля Голда Мейер).
Итогом операции стало смерть 9-ти из 11-ти подозреваемых МОССАДом в организации теракта в Мюнхене, в том числе и лидера группировки «Черный сентябрь» Али Хасана Саламе. Израиль хоть и доказал, что может ответить на удар ударом, но запугать террористов у него не получилось. Скорее это имело обратный эффект. Волна террора только набирала обороты.
Фильм же получился достаточно мрачным и эмоционально тяжелым. Кроме того он вызвал возмущение у многих израильтян, особенно представителей МОССАДа. Идя кровной мести до сих пор жива среди воюющих народов. Наверное, чтобы прекратить войну нужно уметь забыть об этом чувстве и вспомнить о заповедях, но месть - это так по-человечески. Но как же тяжело оно. Нужно быть поистине фанатиком, чтобы не сомневаться в выбранной дороге. Вера – это единственная броня для человеческой души. Даже если это вера в принцип «Возмездия»…
@темы:
Интересности,
Кино,
Мысли вслух
02.04.2006 в 19:43
02.04.2006 в 19:48
Ну, переубеждать кого-то я своей задачей и не ставила. Я посчитала его для себя интересным, правда тяжеловатым, особенно поутру.
Второй раз, если и собирусь смотреть, то нескоро.
02.04.2006 в 19:56
вай, я только почему-то кусок поста послал
Полная версия
Говорю сразу: мне фильм не понравился. По большей степени из-за отвратительной "лицензионной" русской озвучки. Монотонное бормотание переводчиков портит всю игру актеров
Запомнилась сцена с арабами, когда они ночевали в одной квартире. И разговоры Авнера с куратором.
Кстати, насколько я понял, в конце фильма Авнер задает вопрос: а кого они собственно убивали? Подозреваемых в причастности к Мюнхену или палестинских лидеров? И ответ на этот вопрос так и не дается.
02.04.2006 в 21:55
Да, озвучка оставляет желать лучшего, с этим я согласна, но я умею абстрагироваться от этого фактора, все же за плечами столько лет практики.
Сцена с арабами - поворотная во всем фильме. Вот такие вот разговоры с глазу на глаз, это столкновение личных мнений очень повлияло на Авнера и то, что потом он убил этого Али, не добавило ему уверенности.
Да, вопросы остались, вопросы остались не только у Авнера. Эта теория продолжает жить до сих пор. Правды уже не узнает никто.