Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
21:35 

Акванавты

Klea
The owls are not what they seem
Как я уже писала, что мне нравилась советская фантастика, но вот ее экранизация всегда оставляла желать лучшего. Хотя все же есть одно исключение из этого правила: есть один фильм, которому я отдаю предпочтение перед его книжным аналогом. Я говорю об «Акванавтах» Сергея Павлова. Павлова я знаю еще по «Лунной радуге», которую тоже экранизировали, но куда менее удачно. Читала я у него далеко не все, но, странно, мне его научная фантастика нравилась. Хотя как раз техническая сторона вопроса всегда была от меня далека, тем более так, как ее писал автор: от первого лица главного героя, специалиста своего дала, для которого все технические элементы его мира были далеко не диковинкой. Так как чаще всего это было общество будущего, то есть более технически развитое, а главные герои – люди неординарных профессий, то это все равно, что если бы при вас начали разговаривать на специализированном жаргоне, то есть частично вы представляете, о чем идет речь, но полноты картины нет. Так что если бы не все остальное, читать бы это мне, с моим чисто гуманитарным мышлением и образованием, было бы тяжко. Но есть в его романах еще две составляющие, за которые я прощаю эти необъясненные технические навороты. В произведениях Павлова всегда есть некая детективная составляющая, даже можно сказать, что намек на триллер, и всегда много говорится о психологии человека в состоянии стресса и условиях жизни в другой среде.
Вообще и к «Акванавтам» и «Лунной радуге» может быть отнесены слова Ницше о бездне, которая пристально всматривается в человек. Еще всегда актуальная идея действия и противодействия, и когда мы начинаем изучать что-то, будь то бездна или космос, или возможности человека, это открывает путь к изучению нас самих. И тогда в какой-то момент единственное, что позволяет нам считаться людьми – это наша личность, наша мораль, наши поступки.
В «Акванавтах» идет рассказ об освоении морских глубин и людях, которые работают на этих глубинах. По сути они человеко-рыбы, гидрокомбовая оболочка фактически трансформирует их в иную биологическую форму, позволяя поглощать кислород из воды через поры, так же выводя углекислый газ. Легкие заполняются наполнителем, кости химически укрепляются, позволяя человеку жить и работать под огромным давлением. Правда и у таких сверх-организмов есть предел прочности и глубина более 3 км для них смертельна. Еще главный герой отмечает и изменения в психологии. Человек, погруженный в иную среду и приспособившись к ней, не может избавиться от памяти сухопутной жизни. «В воде я не совсем человек. Вернее, не просто человек - у меня много общего с рыбой. И не только то, что я дышу жабрами, пользуюсь плавниками. Всегда, когда я в воде и один, в тайниках моего подсознания просыпается что-то чужое и смутное... Пожалуй, это можно назвать пробуждением древних, очень древних; незнакомых людям инстинктов. Даже не инстинктов, а скорее отголосков инстинктов, полустертых, сглаженных на гончарном круге миллионов лет эволюции. Невозможно четко и связно рассказывать об этих своих ощущениях, да и бессмысленно пробовать. Это все равно, что пытаться проникнуть в область ощущений амебы, претерпевающей процесс очередного деления. Крайняя простота - и необычайная сложность, таинство - и примитив... Но так же, как, скажем, обертоны придают окраска звукам, эти тончайшие, едва заметные, но, повторяю, какие-то упрощенные нюансы психики накладывают странный отпечаток на чувства и поведение. Все это, очевидно, хорошо известно каждому глубоководнику. Отсюда и "ангелы тьмы" в противовес придуманным журналистами "ангелам моря… Уходя в океан, акванавт рвет пуповину, соединяющую его с материнской сушей, и чем дальше от берега и чем глубже идет погружение, тем очевиднее этот разрыв. Вокруг вода, а внутри - сознание одиночества и своеобразной изоляции от привычного мира. По сути дела труженики бездны отданы на произвол стихии. Они остро нуждаются в обществе себе подобных, иначе им трудно сладить с тем, что называется "глубинной аффектацией".
Так что ничего удивительного в том, что в таких условиях легко спятить, если вдруг столкнешься с чем-то, что так выходит из рамки привычного. Так случилось с одним из акванавтом, Дюмоном, который выбрался на поверхность совершенно спятившим. Где-то на глубине остался его напарник, а так же вставшие агрегаты, которые были созданы для добычи нового альтернативного топлива. Так что в экстренном порядке на глубину отправляются еще двое акванавтов, до селе не работавших вместе – американец Свен Болл и Игорь Соболев, советский гидрофизик и гидрокомбист. Вместе они отправляются на станцию приводить агрегаты в рабочее состояние и искать пропавшего Пашича. Вот там, на глубине, им придется столкнуться и с собственными страхами и с тем, что довело Дюмона до его плачевного состояния. В стенке бункера кто-то периодически колотится, кто-то посылает странные сообщения морзянкой, притом перевернутые зеркально, да и местная фауна ведет себя странно. На глубине акванавты сталкиваются с гигантскими кальмарами, в огромных глазах одного из которых светится разум и тоска. В погоне за «безумцем» Пашичем, которого Соболев подозревает во всех странностях, происходящих здесь, Игорь проваливается в так называемый «подвал», то есть за предельно допустимую глубину. И слышит «реквием бездны», который до него слышали и при этом выжили лишь пятеро, остальные погибли. Это странные галлюцинации, странный мир, из которого нет возврата, но кракен спасает его, как потом и Болла. Теперь становится понятно, что у Дюмона были основания для помешательства, так как этот гигантский моллюск не просто дрессирован, он разумен и просит помощи требует «вернуть безличность». Результаты расследования приводят к печальным результатам: Пашич оказывается мертв, а мозг кальмара носит в себе личность погибшей невесты Соболева – Лоты. И помочь они ей никак не могут. Осознав невозможность найти равновесия в своей жизни «Лота» кончает с собой, специально подставившись под гарпун.
В целом это даже не фантастика, а философская притча о том, как далеко мы можем зайти в своей погоне за научными достижениями, совершенно не думая о последствиях своих поступков.
Фильм оказался более оптимистичен, но при этом несколько упрощен. Хотя может быть нужно сделать скидку на год создания – 1979. В нем очень хорошие подводные съемки, правда, не отражающие всей сложности бытия акванавтов, ибо технически создать гидрокомбовые оболочки даже сейчас возможно только при наличии хорошей компьютерной графики, а в фильме все сделано лишь за счет профессиональной работы пловцов. Кальмара по тем же техническим причинам, я подозреваю, заменили на королевскую манту. И она временами смотрелась искусственно, но опять же делаю поправку на возраст кино. Сюжет в отличии от книжного, был выстроен линейно, тогда как в книге все причинно-следственные связи не были так с ходу заметны. Но в целом все смотрелось на уровне, притом у ученых появилась возможность исправить собственные ошибки, не доводя бедное животное до гибели. Правда, Соболеву в данном случае, повезло меньше, его «красный подвал» практически оставил его без работы, заставив его учить других тому, на что он теперь не способен сам. Более того, оставив его совсем одного.
Великолепен выбор актеров. Нет, как всегда в фильме с участием героев-иностранцев, здесь полно прибалтов – Арнис Лицитис, Паул Буткевич, Альвидас Шульчис, Регина Разума. Но здесь был и Вацлав Дворжецкий в роли профессора Керома, с его характерным и неповторимым голосом. А еще красавица-блондинка Ирэн Азер, которая играла одновременно решительную и нежную Лоту Керром. Еще там была превосходная музыка Евгения Крылатова, которая сделала половину фильма. Но смотрю я это из-за тех, на ком построена эта история – Игорь Соболев и Свен Болл, Герман Полосков и Александр Яковлев. Полосков – обладатель типичной внешности советского героя, в меру красавец, но обладатель явной мужской харизмы. Играет он довольно сдержанно, эмоции ему не очень удаются. И рядом с ним Яковлев в его весьма нетривиальным лицом и красивым телом. Яковлев чаще всего играет антигероев: от белогвардейцев до киллеров. Не помню, чтобы до и после «Акванавтов» у него была другая положительная роль.
Их персонажи же связаны больше, чем хотелось бы авторам. Наверное, они хотели показать истинную мужскую дружбу, но все же это смотрелось как нечто большее. Честно говоря, все можно списать на испорченное слэшерское мышление. Авторы явно не думали о такой возможности, но почему-то не оставили им никого кроме друг друга, хотя явно могли и в первоисточнике это было. И другие отношения и намек на будущее в отношениях с другими женщинами. А здесь, одинокие герои тоскливо смотрят друг на друга, когда один уходит в море, а другой остается на берегу. Бродит в голове мысль, а не написать ли что-нибудь размером мини на эту тему.

@темы: цитата на память, о прочитанном, Мысли вслух, Кино

URL
Комментарии
2010-07-25 в 16:11 

Li_Liana
эльфийский замок с космическим шаттлом на парковке
Ыыыыыххх! Описание звучит очень заманчиво ;) Надо будет скачать на досуге ;)

2010-07-27 в 23:52 

The owls are not what they seem
Мне до сих пор нравится, хотя вижу все огрехи и нестыковки. Посмотри, будет с кем потом об этом поговорить. ;)

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Owlwise by Firelight

главная